Group show

Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать
27.05.2019 – 7.06.2019, Triumph Gallery

Галерея «Триумф» и «Каскад. Проект как метод» представляют выставку-фестиваль «Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать».

«Каскад. Проект как метод» – межинституциональная проектная школа для подростков, целью которой является вовлечение их в культурную жизнь города.

100 молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет на протяжении учебного года работали над созданием собственных проектов вместе с известными художниками и кураторами. Они исследовали окружающую действительность, искали внутренние запросы и вызовы, учились проходить путь от идеи до реализации.

В рамках программы «Каскад» было сформировано 11 групп: «Искусство действия», «Инсталляция», «Art&Language», «Sound Art», «Digital Art», «Рисунок», «Печать», «Делаем выставку», «Ориентирование на местности», команды глухих и слабослышащих, а также региональных участников. Вместе с подростками над их проектами работали: Антонина Баевер, Александр Образумов, Евгения Боневерт, Анна Титовец, Ганна Зубкова, Ирина Петракова, Максим Сергеев, Дмитрий Ханкин, Елизавета Коновалова, Дмитрий Хворостов, Лидия Гуменюк, Екатерина Порутчик, Ольга Широкоступ, Виктор Глазунов, Влад Колесников, Мария Сарычева и другие кураторы.

50 итоговых работ – тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графика, мультфильмы и аудиозаписи – займут все помещение галереи «Триумф» от выставочных залов до гардероба и складских помещений. Каждая из них – рефлексия на темы границ, протеста, принятия и возраста. Все вместе – искреннее высказывание на окружающую действительность не только в Москве, но и во всей России.

Выставка продлится до 7 июня, организаторы планируют в будущем трансформировать фестиваль в полноценную подростковую биеннале.

Руководители программы Александра Хейфец и Лида Лобанова:

«Все участники попали в «Каскад» по опен-коллу. Нам было важно, чтобы к нам пришли самые разные подростки: и из центра, и с окраин, из муниципальных и частных школ, и дети на домашнем обучении, и дети, которые вообще не знали, что такое современное искусство, дети, которым некомфортно в своей школе и во дворе, и, наоборот, те дети, которым доступно всё. Те 100 человек, которые прошли «Каскад», в этом году основной ценностью называют свободу и возможности. При проектировании программы мы попробовали по-настоящему оттолкнуться от желаний и потребностей подростков. И ответом нам стали по-настоящему неожиданные и честные работы».

Куратор группы «Делаем выставку» Анна Титовец:

«Когда началась работа над выставочным проектом, казалось, что 50 проектов – это полуслучайный калейдоскоп, который невозможно ни охватить, ни уместить в единые нарративные и заданные пространственные рамки. Я рассказывала ребятам, как «оно бывает» в «реальной кураторской практике» и с легкой нервозностью думала о стоящей перед нами задаче как бы «наоборот» – сложить из уже готового набора проектов и смыслов выставочный проект и «надсмысл».

Но, как это ни странно, по мере углубления в осмысление проектов (на разных уровнях – от количества метров на каждый проект до смысловых ассоциаций и тэгов) то, что казалось более-менее рандомным набором, который мы передвигали по пространству галереи, вдруг стало приобретать стройный ритм нарратива, который возникал между работами и вел от одного проекта к другому по вполне осмысленному маршруту. В итоге получившееся сочетание «дня непослушания» и «темных вод» подросткового бессознательного, кажется, имеет все шансы превратиться в любопытную лабораторию вопросов и ответов от тех, кто еще не пропитался взрослой жизнью».

Куратор группы «Art&Language» Дмитрий Хворостов:

«Я не могу сказать, что в проекте Каскад» я столкнулся с какой-то «подростковостью». Для меня все ребята, с которыми мы работали и продолжаем работать, – это индивидуальности, личности со своим уникальным набором интересов, специфическим опытом, с какими-то травмами, с определенными алгоритмами эстетических и этических выборов. Поэтому для меня этот опыт практически не отличается от того опыта, который я получаю, общаясь со взрослым человеком. Считается, что подросток – это наивный субъект, который максималистски воспринимает реальность, но на самом деле такую наивность я замечаю и у людей моего поколения. Она сохраняется и у взрослых в отношении многих вещей».
Директор галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин:

«Я обнаружил, что современные подростки, конечно, быстро взрослеют – они взрослее, чем было мое поколение, но в то же время у них меньше «зубов и когтей», чем было у нас. С другой стороны, их инструменты восприятия намного тоньше наших – они граждане мира, люди, мыслящие широко, интернационально, вне локального контекста, которого и не существует. И это дико приятно».

Галерея «Триумф» была основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Галерея занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Среди художников галереи – AES+F, Александр Бродский, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Recycle Group, Дэмиен Херст, братья Чепмены, Вольф фон Ленкевиц, Тим Ноубл и Сью Вебстер и другие. «Триумф» курирует большие выставки в России и за рубежом, а также поддерживает молодое искусство. С момента своего основания галерея «Триумф» провела более 100 выставок.

Проект проходит при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина – одного из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Системная работа фонда в музейной сфере призвана поддержать лидеров, способных сделать музей центром культурного, социального и экономического развития своих регионов и направлена в том числе на создание условий для реализации потенциала сотрудников российских музеев и развитие их проектной активности. Программа «Каскад. Проект как метод» получила поддержку в конкурсе «Музей 4.0», который позволяет российским музеям экспериментировать. Номинация Конкурса «Новые вызовы», ориентированная на проекты, в которых музей действует в пространстве социальных вызовов, выступает активным участником и субъектом формирования социокультурной повестки, инициатором положительных изменений в общественном пространстве.

Проект проходит при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина. Инициатива получила поддержку в конкурсе «Музей 4.0», который позволяет российским музеям экспериментировать.