Специальный проект 6-й Московской биеннале

Кинотеатр повторного фильма
22.09.2015 — 01.11.2015, Кинопанорама на ВДНХ

Специальный проект 6-й Московской биеннале современного искусства

Художники: Наталья Вицина, Дмитрий Гутов, Таисия Короткова, Александра Паперно, Светлана Шуваева, Евгений Юфит
Кураторская группа: Александра Паперно, Наталья Нусинова, Екатерина Иноземцева
Автор экспозиционного решения: Наталья Вицина
Официальный сайт: http://cinemaofrepeatfilm.ru/

В сентябре — октябре 2015 года на территории ВДНХ будет проходить 6-я Московская биеннале современного искусства (кураторы: Барт де Баре, Дафне Аяс, Николаус Шафхаузен). Специальный проект биеннале «Кинотеатр повторного фильма» (кураторская группа: Александра Паперно, Наталья Нусинова, Екатерина Иноземцева) будет показан в павильоне «Круговая кинопанорама». Работы художников Натальи Вициной, Дмитрия Гутова, Таисии Коротковой, Александры Паперно, Светланы Шуваевой, Евгения Юфита объединяет остро личная и глубоко индивидуальная творческая работа с коллективной памятью о советском прошлом. Архивное кино — зримое воплощение коллективной памяти. Выдающийся теоретик кино ХХ века Р. Арнхейм назвал кино «коллективным бессознательным нации».

Кажется, советская культурная риторика не придумала более странного определения чем «повторный фильм», для которого предназначались специальные кинотеатры, где эти самые «повторные фильмы» и показывались. Характеристика «повторный» по отношению к фильму сбивает привычные лингвистические настройки, очевидные автоматические связи, потому что определение «повторный» кажется неотъемлемым свойством самого кино и мы задаемся вопросом – что это за повторный фильм? Значит, был начальный, оригинальный? Или что он повторяет? Ведь фильм вряд ли утрачивает свежесть или оригинальность после первого (премьерного) просмотра, как будто, вступив в реакцию с человеческим глазом, он меняет свои имманентные свойства, и начинается какая-та диффузная реакция, напоминая самые фантастические сюжеты. Повтор, многократный показ становится естественной формой киножизни, законы которой едва ли можно сформулировать, но нам остается специфическая чуткость, странный механизм внутри нас, приближающий или снова отдаляющий то или иное киновпечатление. И выставка «Кинотеатр повторного фильма» как раз и тематизирует подобной тип культурной чуткости, когда возвращение, ретроспекция как художественный принцип, становится средством восстановления естественных связей, разломов истории, по выражению Бориса Гройса.

Кинотеатр «Круговая кинопанорама» — уникальный памятник советской инженерной мысли в области кинотехники, построен в 1959 году к официальному открытию ВДНХ, а так же к открытию в Москве первой Американской выставки. Специальной круговой кинокамерой с 11 объективами, смотрящими на все стороны света, для Кинопанорамы снимали виды Черноморского побережья, Москвы, Ленинграда и Тбилиси, Курильских вулканов и Карпатских гор. Зрители кинотеатра могли во время сеансов совершать воображаемое путешествие по своей стране, как бы попадая внутрь движущихся туристических открыток, привезенных из путешествий по Байкало-Амурской Магистрали, городам-героям, советским республикам, по идеальному СССР. С тех пор время в «Круговой кинопанораме» остановилось. В «лихие девяностые» кинокамеру для съемки круговых кинопутешествий расчленили и продали на черном рынке. Круговые фильмы больше не снимают, но уникальная проекционная система чудом сохранилась. Круговой кинотеатр работает, всеми забытый на задворках шумной всероссийской ярмарки ВДНХ, показывая по очереди шесть сохранившихся фильмов. Он превратился в кинотеатр бесконечно-повторного фильма, закольцованного на самом себе. «Выставка «Кинотеатр повторного фильма» в «Круговой кинопанораме» созвучна проекту музеификации этого уникального памятника истории оттепели», пишет художественный руководитель панорамы Анна Котомина, «Остро личностный взгляд художника может сделать для сохранения памяти о прошлом больше, чем архивирующее усилие музейного работника».

Выставка пройдет при поддержке Департамента культуры города Москвы, ГБУК Московское Кино, галереи «Триумф» и фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Так же кураторская группа выражает благодарность за содействие и помощь в организации выставки лично генеральному директору ГБУК Московское Кино Василисе Орестовой, художественному руководителю Кинопанорамы Анне Котоминой, Московской биеннале современного искусства и лично Людмиле Фрост, Дмитрию Ханкину и Владимиру Смирнову.