Групповая выставка

Extension.Israel: Свечения
04.12.2018 – 06.01.2019, Галерея "Триумф"

Галерея «Триумф» представляет девятую выставку проекта EXTENSION — «EXTENSION. Israel: Свечения». В экспозицию войдут работы 13 художников разных поколений. Куратором выставки выступил Рой Бранд, доктор философии, куратор Израильского павильона на Венецианской биеннале (2014). Образовательная программа к выставке пройдет при поддержке Музея «Гараж».

Куратор: Рой Бранд

Участники:
Авнер Бен-Гал
Эйтан Бен Моше
Бен Вадлер
Тсиби Гева
Дор Гез
Керен Йеала-Голан
Даниэл Кикзалес
Карам Натур
Хиллель Роман
Йегудит Саспортас
Нир Ход
Омер Шейзаф
Эстер Шнайдер

От куратора

Сегодня мы переживаем отнюдь не самые светлые времена, и лишь единицы все еще верят в движение вперед или хоть какое-то движение вообще. По большей части мы пребываем в прострации, блуждаем, ждем пока случится нечто, хорошее или плохое, хоть что-то. Современная жизнь это не столько существование в живом настоящем, сколько выхолощенное ожидание, отсрочивание, бесперспективное откладывание. Мы попросту тратим время впустую.

Нет крупных светил, но есть слабо мерцающие в темноте свечения, проблески надежды, мимолетные моменты радости. Которые возникают, трепещут и тут же растворяются. Свечения могут, словами Вальтера Беньямина, образовывать «созвездия», подобно померклым созвездиям на небе, в которых мы узнаем фигуры и которые принимаем за знаки. В настоящий момент это все, чем мы можем довольствоваться, а задача, вверенная сегодня искусству, — продлить жизнь этих свечений в виде шифров.

К таковым относятся работы в «Свечениях»: раздробленные, изломанные, подавленные и все же пробивающиеся сквозь непроглядный мрак зимы или завесу ночи. Когда наши глаза и сердца приспосабливаются к восприятию тихого, сдержанного, медленно текущего — в противовес оглушающему действу, доминирующему сферу общественного — экспозиция начинает вибрировать в движении.

Произведения искусства на выставке представляют собой объекты, излучающие свет, источник которого заточен внутри них и непрестанно продолжает лучиться надеждой. То есть потенциал искусства, особо актуальный в наши дни: искусство способно оберегать факел надежды, выживать во времена отупения, сохранять частички души человечества для будущего процветания. Художники уподобляются древним философам и монахам, несущим в мир мудрость, поступательно, по крупице в каждой отдельной рукописи или беседе. Искусство не может разом изменить весь сегодняшний мир, но может создавать небольшие анклавы энергии и жизни, которые сопротивляются мейнстриму. Это, конечно, не триумфальные и героические деяния модернизма с его громкими утопическими идеями, но и не пораженчество. «Свечения» воплощают форму действия, устремленного в будущее, которое мы еще не можем помыслить.

Рой Бранд

О художниках

Современные израильские художники, представленные на выставке, глубоко и подробно осмысляют прошлое, обращаясь к темам памяти, самоидентификации и мистике, используя различные медиа — от традиционных живописи и фотографии, до сайт-специфик инсталляций и цифрового искусства.

Живописные работы Авнер Бен-Гала и Тсиби Гева созданы на границе абстракции и фигуративного изображения. Художники обращаются к непосредственному опыту восприятия искусства, разворачивая перед зрителем грандиозные и драматичные сцены сопряжения сил и тяг. Из многослойной живописи Тсиби Гева складывается археология слов и эмоций, где личное смешивается с общим. В работах Авнер Бен-Гала акцент сделан на эмоциональной составляющей этого смешения, сообщая зрителю чувство тревоги и одновременно очарования разворачивающимся на его глазах процессом.

Основным источником изображений для Хиллель Романа является интернет. Его «Экспансия» основана на иллюстрациях 1970-х годов, в мельчайших деталях изображающей космическую колонию NASA: улицы, строения, сады, деревья выплескиваются из гигантского «рога», символа изобилия. Основой «Объемного паросодержания» была сделанная через электронный микроскоп фотография пористого материала, который представлен как рассыпанные угловатые кубы. В этих двух работах прослеживается общий интерес художника к утопической архитектуре и научной фантастике, а также к происходящей из них напряженной границы между надеждой и обманом.

Художница Йегудит Саспортас часто отправляется на болота на севере Германии, пустынный природный ландшафт, в энергетике которого художница черпает вдохновение. В ее глазах болота воплощают непроработанное прошлое природы, частично отброшенное, не интегрированное в культуру, но вместе с тем и жизненно важный источник восстановления, широко представленный в коллективной мифологии подсознания.

На выставке «Свечения» Эйтан Бен Моше представит инсталляцию из лайтбоксов, поверхность которых сочетает разнонаправленные эффекты: переносит нас в магические параллельные миры и погружает нас в скопление ширпотребного хлама. Духовное и материальное здесь собраны воедино, как это часто складывается в повседневной жизни.

В работах Эстер Шнайдер множество культурных дискурсов сплетаются в некую политику инклюзивности, вдохновленную еврейским мистицизмом, персидскими миниатюрами, искусством Византии, русским модернизмом и израильской живописью. Художница использует известные орнаменты, предназначенные для украшения одежды или мебели, и лишает их изначальной функции. К осмыслению мистических текстов также обращается художник Карам Натур. Новая серия цифровых отпечатков, созданных им в совместном авторстве с «Sage» (Мудрецом), состоит из трех небесных карт, вбирающих в себя духовные, научные и художественные аллюзии, отсылающие к арабской, европейской и американской культурам.

Дор Гез задается вопросами о роли современного искусства в повествовании неписаных исторических сюжетов и реконтекстуализации визуальных и письменных источников. В видео-работе «Sabir» запечатлен закат на побережье в портовом городе Яффа. Поверх усыпляющего плеска волн мы слышим голос женщины, которая рассказывает о ее средиземноморском детстве в Яффе до событий 1948 года.
В видео «The Messenger» Даниэл Кицалес смотрит вниз на деревню и отвечает на мусульманские призывы к молитве аккордами электрогитары, вплетая свой музыкальный перформанс в ритуальные напевы муэдзина. Две музыкальные традиции, восточная и западная, неожиданно сходятся в эмоциональном диалоге на фоне постепенно заходящего солнца и в ритме пяти обязательных молитв.

Созданные специально для этой выставки, работы Бена Вадлера входят в его текущий цикл отлитых из бетона скульптур «Сорок порталов». На перепутье, между археологическими руинами и религиозными обителями, в своих работах Вадлер размышляет о формирующем воздействии архитектуры на наше самосознание и ее роли в качестве проводника нашего отношения ко внешнему миру. Продолжая тему двойственности художник Омар Шейзаф создает подвешенные скульптуры. Их колебания должны отсылать зрителя к аналогичным колебаниям нашего восприятиях между объектностью и субъектностью.

Стоит упомянуть, что вернисаж «Свечений» совпадает с Ханукой, еврейским праздником огней. Это время года, когда евреи по всему миру в течение восьми ночей зажигают свечи в память о возвращении Второго Иерусалимского Храма Иудой Маккавеем и последующем чуде. Чтобы очистить храм, Маккавей решил в первые восемь дней возжечь менору. Но масла в храме оставалось лишь на один день. Тем не менее, огонь был зажжен и ко всеобщему облегчению та имеющееся толика масла чудесным образом прогорела все восемь дней.

Образовательная программа

В рамках образовательной программы «EXTENSION.Israel. Отсветы» в лектории музея современного искусства «Гараж» состоится дискуссия с участием куратора выставки Роя Брандта и художника Дор Геза, в рамках которого они обсудят роль художников, как творческого меньшинства в Израиле и в обществе в целом. На что способно искусство сегодня? Должно ли оно перенять стратегии из мира политики или СМИ, или, наоборот, настаивать на праве на комплексный и собственный взгляд? На примере работ Дора Геза и других художников выставки участники обсудят, что хоть и искусство сегодня неспособно изменить весь мир в один момент, но может создать небольшие очаги энергии и жизни, которые могут противостоять сложившемуся порядку вещей.

________

Проект EXTENSION

В 2016 году галерея «Триумф» основала серию выставок EXTENSION. Выставки проекта EXTENSION знакомят с актуальной художественной сценой разных стран и включают в себя показ работ знаковых художников в галерее, лекции и встречи, организованные совместно с институциональными партнерами (МСИ «Гараж», Высшая школа экономики, Институт «Стрелка» и другими), издание каталога и параллельную программу в одном из ведущих музеев Москвы. После московской премьеры выставки проекта отправляются в тур по городам России. С 2016 года в галерее прошли выставки художников из Румынии, Южной Кореи, Ирана, Эстонии, Латвии и Финляндии.

При поддержке: НАТИВ. Израильский культурный центр в Москве при Посольстве Государства Израиль в РФ

Организация Натив при канцелярии Главы правительства Государства Израиль предоставляет широкой общественности возможность познакомиться с современной культурой Израиля посредством проведения культурных мероприятий, спектаклей, выставок, увлекательных лекций и мастер-классов, как то организация гастролей в Москве национального театра Израиля – Габима, представившего два спектакля на подмостках театра Вахтангова, или выставка выпускников факультета индустриального дизайна израильской национальной Академии искусств Бецальэль.
Курсы изучения языка иврит, проводимые совместно с Министерством образования Израиля, позволяют познакомиться с одним из краеугольных камней еврейского наследия и важнейшим символом израильской государственности. В октябре 2018, в Москве прошел фестиваль языка иврит.

Кроме того, в рамках образовательной деятельности и культурных событий, проводятся особые мероприятия, признанные ознакомить всех желающих с традиционными еврейскими и государственными израильскими праздниками. Под эгидой организации Натив, на территории Российской Федерации действуют Израильские культурные центры в Москве, Петербурге и Новосибирске.