Групповая выставка

EXTENSION.LV: Встреча с самим собой
21.04.2017 - 14.05.2017, Галерея "Триумф"

Галерея «Триумф» представляет пятую выставку в проекте EXTENSION, который показывает актуальную художественную сцену разных стран мира. Выставка «EXTENSION.LV: Встреча с самим собой» представит современных художников Латвии.

В рамках публичной программы EXTENSION 17 апреля состоится лекция приглашенного искусствоведа и куратора Центра современного искусства kim? в Риге — Зане Онцкуле — в Лектории музея современного искусства «Гараж». 18 апреля в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко пройдет мастер-класс художника и фотографа Романа Коровина.
19 апреля в 19:00 в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет открытый artist-talk художника Андриса Эглитиса (Andris Eglitis), который был одним из авторов национального павильона Латвии на Венецианской биеннале в 2015 году.

Художники
Вольдемар Йохансон / Voldemars Johansons
Роман Коровин / Roman Korovin
Дайга Крузе / Daiga Krūze
Лиена Мацкус / Liene Mackus
Диана Тамане / Diana Tamane
Микелис Фишерс / Mikelis Fisers
Андрис Эглитис / Andris Eglitis
Кристапс Эпнерс / Kristaps Epners
Атис Якобсонс / Atis Jakobsons

Большинство художников, представленных на выставке EXTENSION.LV, хотя бы раз в жизни были номинантами или призерами национальной премии «Приз Пурвитиса» (Purvitis Prize). Вильгельма Пурвитиса по праву считают основателем пейзажной живописи в Латвийской Академии художеств и одной из ключевых фигур в истории латышской культуры. Учрежденная в 2008 году, она стала символом происходящего сегодня в мире современного искусства Латвии. Она является не только главной премией, но также и своего рода архивом, который дает представление о ключевых именах и направлениях современного искусства в Латвии.

Характерный для многих стран в сегодняшнем мире поиск идентичности в не меньшей степени определяет и художественную жизнь Латвии. Однако эксперименты по конструированию идентичности остались в 1990-е, и сегодня можно наблюдать уже рефлексию того, что в итоге приобрело черты реальности, и поиск возможных средств описания этой реальности. Цитата Карла Густава Юнга, ставшая подзаголовком названия выставки, — «встреча с самом собой принадлежит к самым неприятным» — как раз описывает данное состояние. Осмысление своего опыта требует, как правило, определенной дистанции, и в случае латвийской художественной сцены такая дистанция обнаруживается в пространстве мифа, мистики и эзотерики. Неслучайно фраза Юнга лежит в основе проекта Микелиса Фишерса, который в этом году представляет Латвию на 57-й Венецианской биеннале. Художник, создававший провокационные работы в 1990-е годы, уже в наше время обратился к эзотерике, научной фантастике и теориям заговора, то есть к попыткам расшифровать реальность, подобрать к ней соответствующий код. На выставке будут представлен масштабный живописный холст MegaMatter и фрагмент будущего проекта для Венецианской биеннале What Сan Go Wrong.

Интерес к мифологическому языку описания и создания реальности разделяют и другие художники. В своей крупноформатной графике Атис Якобсонс совмещает элементы сакральной геометрии с образами из снов, которые визуализируют поиск гармонии. Многосоставная звуковая инсталляция Вольдемара Йохансона, выполненная из тонкого черного гранита, создает медитативное ощущение от зарождения некой гармонии и синтеза звука, пространства и невидимой глазу реальности в результате воздействия визуально упорядоченных геометрических форм и ионизированных частиц.

Кристапс Эпнерс и Лиена Мацкус также обращаются к проблематике наблюдения и медитации. Если для Эпнерса объектом наблюдения является сам взгляд и оптика — видеоработа «Окна» показывают скорее сами окна, нежели то, что они позволяют увидеть, то Мацкус в трехчастной инсталляции «Прыгай в холодную воду» затрагивают старую проблему гармонии человека и природы, но в новых реалиях, а именно в ситуации бегства из города и повседневной суеты, которая проявляется в практиках дауншифтинга.

Андрис Эглитис, один из авторов павильона Латвии на Венецианской биеннале в 2015 году, пытается понять место человека в современном мире путем создания собственной иллюзорной реальности из инсталляций и объектов, которые отсылают к образам современных городов, интерьеров и опять же природы. Повседневность станет предметом анализа в работе фотографа и живописца Романа Коровина, который соберет инсталляцию из небольших живописных полотен и тем самым создаст пространство нового смысла, состоящее из остроумных и шутливых обращений к будничным сюжетам. Скорость современной жизни, невозможность фиксации отдельных моментов становится одновременно и темой и методом работы Дайги Крузе, которая в своей живописной технике пытается отразить опыт существования в постоянном движении.

Ускорение современной жизни не отменяет медитативной установки и интересе в прошлом, и это проявляется в работах Дианы Тамане, которая показывает фрагменты из семейного архива, связанные с личным и телесным эмоциональными переживаниями, и тем самым обнаруживает дополнительные пласты памяти в памяти семьи.

Представленных художников во многом объединяет схожесть профессиональных траекторий. Практически все получили образование в Латвийской Академии художеств, принимали участие в выставках в Латвии и за ее пределами, были номинантами или лауреатами «Приза Пурвитиса». При этом кажущаяся однородность инфраструктуры дает толчок для различного рода художественных практик, направленных на попытку посмотреть на себя со стороны и преодолеть неудобство встречи с собой.