Вера Баркалова и Екатерина Коваленко

Fading Beauty
22.11.2018 – 23.12.2018, Аптекарский огород

Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.
Шарль Бодлер, «Гимн красоте»

Аптекарский огород и галерея «Триумф» представляют выставку «Fading Beauty» Веры Баркаловой и Екатерины Коваленко, которая пройдет в рамках программы «Молодые львы» в Главной оранжерее парка. В своем выставочном проекте художницы стремятся воплотить ускользающую красоту и зафиксировать эстетическй рефлекс наблюдателя.
В пространстве оранжереи Вера Баркалова и Екатерина Коваленко представят фотографии и скульптуры, которые в деталях передают пластичность и выразительность человеческого тела. Художницы стремятся зафиксировать его едва уловимые движения и свойства, а также мгновение, когда оно переходит из одного состояния в другое. В своих фотоработах Вера Баркалова схватывает момент дисперсии образа, трансформации прекрасного в нечто другое. Скульптуры Екатерины Коваленко дают возможность рассмотреть объект в спектре его метаморфоз. Помещенные в прозрачные стеклянные коробы и украшенные цветами, эти скульптуры напоминают одновременно сказочную спящую красавицу и экспонаты кунсткамеры.
Восприятие телесности не может ограничиваться созерцанием существующего, потому что любая жизнь может быть определена и утверждена только через ее противоположность – смерть, после которой тело продолжает существовать уже в преобразованном состоянии. Как и растения в саду, проходящие полный цикл от рождения до увядания и гибели. В этом отношении портретные скульптуры и фотографии, созданные художницами, напоминают изображения post mortem викторианской эпохи. И тогда ботанический сад превращается в место для смертной красоты – он становится прообразом райского сада. За счет этой трансформации происходит воссоединение человека с собственным природным началом, проявления которого часто вытесняются и подавляются современной культурой. Именно в этом движении от жизни к смерти и видится ускользающая красота, которая оказывается открытой для фиксирования художником и доступной для восприятия зрителем.

О художницах
Творческий дуэт Веры Баркаловой и Екатерины Коваленко сформировался во время работы над выставкой в галерее «Электрозавод», за которой последовал второй совместный проект «ATOPOS» в Варочном цехе. Основные темы, с которыми работают художницы: телесность и чувственность, через которые происходит общение с природой, самовосприятием; размышления о перверсии и ограниченности общества, табуировании и стигматизации; исследования псевдофилософии и маргинализации. Художницы занимаются созданием тотальных инсталляций с применением различных медиа: скульптуры, фото, видео, звука. Интерес лежит в области материалов, технологий; их целостного совмещения и интеграции в пространство.

Екатерина Коваленко получила образование в Российской академии живописи, ваяния и зодчества по специальности “скульптура”. Живет и работает в Москве.
Избранные выставки: Молодые, но не сломленные (Павильон Космос, Москва, 2018), АТОПОС (Варочный цех, Москва, 2016), Символ (Парк искусств Символ, Москва, 2016 (параллельная программа 5 Московской международной биеннале молодого искусства), Ура! Скульптура! (Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Москва, 2015), Не споткнись, дружок, это морга порог (галерея “Электрозавод”, Москва, 2014) и другие.

Вера Баркалова получила образование в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, а также в Московском институте телевидения и радиовещания Останкино по специальности “журналистика”. Живет и работает в Москве. Избранные выставки: Молодые, но не сломленные (Павильон Космос, Москва, 2018), Про ШР. 10 лет Школе Родченко (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2016), Гелиогабал (Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Москва, 2016 (параллельная программа 5 Московской международной биеннале молодого искусства), Время (Парк искусств Символ, Москва, 2016 (параллельная программа 5 Московской международной биеннале молодого искусства), Радар (Galerie Ernst Hilger, Вена, Австрия, 2014) и другие.