Александр Якут

Неон
12.04.2019 – 12.05.2019, Музей Москвы

Музей Москвы совместно с галереей «Триумф» представляют выставку живописи Александра Якута «Неон», где будут представлены новейшие работы известного московского художника и куратора. Темные, сумеречные полотна, изображающие пригород, – шоссе, поля и железнодорожные переезды – наполнены внутренним свечением. Этим объясняется и название выставки.

Этот проект – возвращение художника после долгого, почти десятилетнего перерыва. На выставке будет представлено порядка 20 работ, некоторые из которых были закончены совсем недавно и будут показаны впервые.

Сюжеты живописных полотен художника посвящены пригороду, субурбанной действительности – феномену, который определил сегодня существование огромного количества москвичей и приезжих. Образ пригородной жизни, который мы видим в работах Александра Якута, далек от идиллии с образом односемейного дома с палисадником – субурбанизм Якута предстает сетью пустых шоссе, железнодорожных переездов, высоких заборов.

Художник, сам долгое время предпочитающий загородную жизнь, показывает, что пространство пригорода – не альтернатива современного мегаполиса, а его темный двойник, безлюдное пространство с выкачанными из него жизненными силами, светом и радостью. Его пригород напоминает «обратную сторону Луны», точнее, обратную сторону Москвы, сосредоточенной на сверхцентрализации и сверхпотреблении.

Созвучна идеям художника и организация выставки. Архитектурное решение экспозиции – удлиненное темное пространство, которое, по замыслу художника, ассоциируется с любимым образом Дэвида Линча – ночным шоссе. По всей протяженности этого «шоссе» по правую руку от зрителя будут возникать стелы с работами автора, как бы рождающимися из темноты.


Куратор выставки Евгения Кикодзе: «Вопросы, которые задаёт в своих работах Александр Якут, близки и понятны нашему музею. С одной стороны, он активно изучает тему гиперцентрализации, а с другой – исследует проблему вытеснения на периферию всего того, что по каким-то показателям – образованию, престижу, уровню жизни – не соответствует люксовому столичному центру. Но если у социологов эта проблема понимается просто как разрыв между качеством среды городского ядра и окраин, то художник показывает нам весь полномерный и объемный феномен «другой жизни» с явным уклоном в мистику и саспенс, роднящих его живопись с кинематографией. Одним из важных выразительных черт данной серии живописи является ритмичность, повторяющихся элементов сюжета, что роднит ее с поэзией и музыкой, прежде всего дарк-эмбиентом. Главное, что выделяет произведения Александра Якута в современном культурном контексте, – удивительный колорит и особое темное свечение, которое придает сюжетам потусторонний вид и наделяет работы удивительным мрачным обаянием.»