Мария Сафронова

Общее частное
06.12.2016 - 08.01.2017, MMOMA (Тверской б-р., 9)

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют персональную выставку Марии Сафроновой «Общее частное», в которую вошли картины и инсталляции из трех серий художницы, выполненных за последние пять лет. Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА, а также в рамках проекта «Молодые львы» галереи «Триумф».

Выставка «Общее частное» демонстрирует определенные социальные модели, в которые помещается человек на протяжении своей жизни, не имея возможности выбора или выхода из запрограммированной системы. Каждая из работ Марии Сафроновой по-своему описывает процесс социализации человека, его самоопределения и адаптации к условиям современного общества, используя разный тематический ландшафт: будь то типичная школа, психиатрическая больница или среднестатистический офис.

Серия «Распорядок дня» (показана в ММОМА в 2013 году) показывает, как каждый человек, заключённый в узкие рамки своей социальной роли (в данном случае – в стены сумасшедшего дома), подчиненный строгому расписанию, существует в закрытом сообществе, где всё действует по установленному регламенту. Однако именно в этой серии прорывается нечто тревожное, неурегулированное правилами, но что старательно пытаются подчинить распорядку дня (8:00 – гигиенические процедуры; 19:00-20:30 – настольные игры, досуг). В серии «Игра общего вида» мы видим, как социальные институты (ясли, детские сады, школы) готовят детей к интеграции в матрицу взрослой жизни — через игры и режим к будущим обязательствам и законопослушанию. Герои картин новой серии «Офис» — адаптированные к системе «белые воротнички», части громоздкой структуры большой корпорации, чья жизнь подчинена строгому рабочему графику и наполнена однотипными событиями и действиями, имитирующими активность работника.

Каждая живописная серия сопровождается макетом учреждения, ставшим объектом внимания художницы. Это рукотворные, детально проработанные замкнутые пространства, опустевшие и обезличенные. Заглянув внутрь макета психбольницы, можно погрузиться в сеть комнат – специализированных помещений (палаты, душевые, комнаты отдыха, столовая), почувствовать себя внутри лабиринта из кафельных полов и стен, покрытых масляной краской. Стандартизированные объекты в макете из проекта «Игра общего вида» теряют значение и функциональность, но потрясают и гипнотизируют своей бесконечной чередой. Неожиданно лиричный офис лишь внешне представляет собой строгую сетку. На поверку же оказывается свободным водным пространством, по которому плавно и неспешно перемещается золотая рыбка – красивая, но безмолвная и лишенная воли. Безмолвие и тишина пронизывают каждую из частей триптиха, наполненных прозрачным воздухом.

Выполненные в светлых и зачастую жизнерадостных тонах, картины Марии Сафроновой не вызывают гнетущего чувства обреченности, не навязывают зрителю определенного восприятия, а лишь обращают его внимание на то, как все устроено. Здесь нет главных и второстепенных персонажей, все действующие лица одинаковы по своей значимости, все они одеты в типичную одежду: школьная форма, больничная пижама или офисный дресс-код. Это своего рода статисты, помещенные в совокупный, обобщенный интерьер. На картинах мы без труда узнаем классный час в школе или деловую встречу в переговорном кабинете офиса. И именно в этом кроется замысел художницы: показать «среднее арифметическое» между общим для всего современного общества и частным для каждого отдельно взятого человека.

Мария Сафронова
Родилась во Ржеве в 1979 г. Закончила МГАХИ им. В.И. Сурикова (2003), «Свободные мастерские» ММСИ (2011) и Институт проблем современного искусства (2011).
Стипендиат Министерства культуры РФ (2003).
Финалист Премии Кандинского 2012 г, номинант 2014 г.
Лауреат Премии им. Сергея Курёхина 2015 г. в номинации «Лучшее произведение визуального искусства».

Избранные выставки:

2016. «Curator’s Choice», Museum of Fine Arts, Boston USA;
2016. «19/92 Сначала», ММСИ, Москва;
2016. «Премия Курехина 2015», ЦСИ им. Сергея Курехина, Санкт-Петербург;
2015. «Игра общего вида», персональная выставка, галерея «Триумф»;
2015. «Субтитры», персональная выставка (совместно с Антоном Кузнецовым), ГМИИ им. А.С. Пушкина, параллельная программа 6 Московской биеннале современного искусства;
2015. «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ-ХХI вв», Русский Музей, Санкт-Петербург;
2014. «Don't you know who I am?», Museum van Hedendaagse Kunst, Антверпен, Бельгия;
2013. «Распорядок дня», персональная выставка, ММСИ, Москва;
2013. «Изучение изысканий», ММСИ, Москва;
2012, 2014. «Выставка номинантов Премии Кандинского», кинотеатр «Ударник», Москва;
2012. «Отвергнутая Действительность», Artplay, параллельный проект 3-ей Молодежной Биеннале, Москва;
2012. «Неокончательный анализ», стратегический проект 3-ей Молодежной Биеннале, Москва;
2011. «Сегодня/Завтра», ММСИ, Москва.

О проекте «Молодые львы»

«Молодые львы» – программа галереи «Триумф» по поддержке современного искусства. В проекте представлены молодые художники, которые уже принимали участие в больших выставках и знакомы публике, но пока еще находятся в начале своего творческого пути. Для большинства из них это первые персональные выставки в музейном пространстве. Участники выставочной программы «Молодые Львы»: Евгений Гранильщиков, Дмитрий Венков, Полина Канис, CrocodilePOWER, Алексей Васильев. 

О Школе современного искусства «Свободные мастерские»

Школа современного искусства «Свободные мастерские» – образовательный центр Московского музея современного искусства, созданный для молодых художников и кураторов, работающих в области актуального искусства. Школа была основана в 1992 году группой художников и искусствоведов. Среди них такие бесспорные авторитеты как художники Александр Пономарёв, Владимир Куприянов, Владимир Наседкин, профессоры МГУ Вера Дажина и Валерий Турчин.
Принимая участие в образовательных программах Школы, студенты имеют возможность учиться у звездного состава преподавателей, успешных деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства. Обучаясь в Школе, молодые художники и кураторы погружаются с головой в художественный мир, участвуя в мастер-классах, групповых выставках, фестивалях. Будучи частью Музея, «Свободные мастерские» предлагают учащимся уникальную возможность изучать теоретические и практические аспекты современного искусства, находясь в его эпицентре. На всех этапах становления художника Музей и Школа оказывают ему значительную поддержку: участие в групповых выставочных проектах (ежегодные выставки молодого искусства «Мастерская»), возможность организации первой персональной выставки (программа поддержки молодого искусства «Дебют»), развитие выставочной карьеры (программа «Второй этаж»), приобретение работ в коллекцию ММОМА.