Павел Отдельнов

Промзона
30.01.2019 – 10.03.2019, ММОМА (Петровка, 25)

Московский музей современного искусства при поддержке галереи «Триумф» представляет выставку-исследование Павла Отдельнова «ПРОМЗОНА», рассказывающую о комплексе химических заводов в его родном городе Дзержинске (Нижегородская область). Хронология проекта насчитывает более четырех лет и включает в себя шесть разделов, которые будут представлены вместе впервые. При подготовке проекта Отдельнов исследовал территорию заводов в ее текущем состоянии, архивы, газеты того времени, а также обратился к личным историям людей, работавших на химическом производстве. Задействуя различные медиа — живопись, фотографию, видео, инсталляцию, текст и реди-мейд — художник предлагает взглянуть на ушедшую эпоху в ее историческом и персональном измерении.

Отправной точкой для цикла «ПРОМЗОНА» стала семейная история. Три поколения предков художника трудились на химических заводах Дзержинска: в 30-е годы они участвовали в индустриализации и строили цеха, во Вторую мировую войну производили боевые отравляющие вещества, а в мирное время — сырье для различных отраслей народного хозяйства. В годы Перестройки, когда экономическая система была децентрализована, заводы перешли в частное владение, вскоре многие из них были признаны убыточными и закрылись. Сейчас от внушительного и мощного комплекса остались гектары пустоши, «захваченные” природой руины и резервуары с химическими отходами.
За несколько лет существования и развития цикла «ПРОМЗОНА» постепенно менялась «интонация экспонирования» — от краеведческо-экологической до художественно-литературной. Неизменной оставалась главная тема о забвении, о том, как реальные события превращаются в миф, а документальные свидетельства под внешними обстоятельствами теряют свою точность, подстраиваясь под общие представления.

Экспозиция в ММОМА состоит из шести разделов — «Следы», «Доска почета», «Музей», «Песок», «Руины», «Кинозал». В последнем будут показаны три фильма об истории промзоны. В этих фильмах панорамные съемки с квадрокоптера соседствуют с рассказами родственников художника, в прошлом работавших на заводах, взгляд с высоты птичьего полета дополняется микроисторией. Следуя из зала в зал, зритель увидит живописные полотна, в которых автор обращается то к образам опустевших заводов, то к эстетике советских газет. По мнению куратора Дарьи Камышниковой, безликие портреты почетных работников и заброшенные корпуса контрастируют с выдержками из сборника рассказов Александра Отдельнова, отца художника, «Без противогаза не входить!». Полное собрание рассказов Александра Отдельнова можно найти в приложении к каталогу выставки, подготовленного специально к открытию в ММОМА. Веселые и грустные зарисовки о заводской жизни и ее героях словно наполняют звучанием безлюдные индустриальные пейзажи. Эти цитаты вместе с другими рассказанными на выставке историями, в частности, немецкого военнопленного, участвовавшего в строительстве одного из заводов, а также найденные на заводах предметы-свидетели становятся своеобразными точками входа современного зрителя в историю советской промзоны.