Групповая выставка

Простые названия, избранные синонимы
02.07.2016 – 05.09.2016, Аптекарский огород

Параллельная программа V Московской международной биеннале молодого искусства
Место проведения: Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», пр-т Мира, 26 стр. 1

Участники: crocodilePOWER, Мария Агуреева, Марья Дмитриева, Илья Долгов, Дмитрий Жуков, Дуня Захарова, Дмитрий Каварга, Александр Кривошапкин, Денис Патракеев, Дарья Правда, Илья Романов, Мария Сыртланова, Саша Фролова, Устина Яковлева

Труд Линнея позволил состояться науке различения растений, но имеет ли современное и своевременное нам искусствознание подобный краеугольный камень в своем своде? Либо эквивалентный метод, магический прием? И так ли необходимо нам такое отношение въедливого поиска, которое, возможно, будет довлеть над творением в пользу чисто технического учреждения рядов и родов, взаимосвязей, тогда как нас чаще занимает скорее безотносительность? И что в таком случае делать с исключениями? Но вместе с тем при отсутствии, пусть даже эфемерного фундамента, нелегко перейти от состояния параллелизма, например к состоянию сплетенному, одновременному.

Именно этот вопрос хотелось бы поставить в процессе совместной с художниками работы в саду — что такое морфология относительно искусства? Насколько присутствие “узнанного", атрибутированного объекта приближает нас к осознанному восприятию?

Здесь поиск сходства и различия подчас является ключевым познавательным методом, моделью восприятия. С одной стороны, это справедливо: различение и узнавание, составление карт, ориентиров и маркеров в мире полиморфизма, созданного артистами и созданного в природе, поиск резонансов и парадоксов, всё это роднит исследователей и зрителей с обеих сторон. И именно поэтому к рассмотрению и «отысканию» будут предложены во многом специфичные своей однородной, но и индивидуальной пластикой явления – ситуация, подобная подобию многих видов орхидей, порой непохожих, порой неотличимых в глазах неофита. Но это предложение есть лишь поверхность собственно замысла, который в своей глубине призывает обратиться уже к сущностному аспекту предмета искусства вне его объективности.

Что есть экспонаты оранжерей — живой лист, органическая субстанция, мириады клеточных переплетений. Но она безмолвна, для зрителя её дух скорее отсутствует. Объект искусства же напротив, не имея метаболизма и биения пульса, есть не-живое, но одновременно мыслящее и мыслимое, субстанция воскрешаемая усилием зрителя и автора. Это недо-существа, находящиеся как бы вне порядка нашего восприятия одушевленного мира и, одновременно, демонстрирующие вектор отказа от принятой номенклатуры живых видов.

Влад Кульков, куратор