Армин Линке

Русские спатиографии
28.06.2013 – 14.07.2013, Галерея "Триумф"

Идея московской серии фотографий стала продолжением проекта «Тело государства». Этот проект начался в 2006 году, когда Министерство культурного наследия и культурной деятельности Италии выбрало меня для создания портрета итальянского государства с точки зрения архитектуры. Я предложил с помощью фотографий изобразить планы нескольких государственных учреждений, находящихся в различных исторических зданиях Рима, тем самым как задокументировав их, так и исследовав характеристики этих представительских пространств, служащих для ежедневного осуществления рабочих функций и церемониала. В результате получилась программа главным образом художественной инсталляции, служащая поводом для политической рефлексии.
После приглашения на IV Московскую биеннале современного искусства в 2011 году я расширил этот образ власти, сфотографировав ряд российских государственных учреждений и исследовательских центров. Как и в Риме, в Москве этот проект мог быть осуществлен только при сотрудничестве соответствующих культурных организаций, активно участвовавших в процессе создания и отбора фотографий. Показанные здесь изображения представляют золотой церемониальный зал Большого Кремлевского дворца. Построенное в середине XIX века, это здание стало синонимом российского государства. Здесь можно увидеть официальные залы Думы, ИТАР-ТАСС, Министерства внутренних дел и, наконец, павильон бывшей советской выставки достижений народного хозяйства, территория которой сейчас используется как парк развлечений. На первый взгляд, эти отображения пространств кажутся сценами, местами, где разыгрывается настоящая власть государства, но в то же время, увиденные взглядом художника, они сами трансформируются в исполнителей. Этот аспект наиболее очевиден в последнем примере, где бывшая идеологическая функция архитектуры исчезла, но ее структурная динамика продолжает существовать в новых контекстах.
В проекте «Русские спатиографии» фотографии государственных учреждений дополнены серией работ, сделанных в разное время на Байконуре и Надыме. Правительственные залы заседаний находят свое зеркальное отражение в пустынных пейзажах: места концентрации власти постепенно растворяются в ландшафтах — пустующем космодроме, разрушенной фабрике и уже не использующихся по своему назначению выставочных павильонах. Огромная по территории страна с вековой историей поглощается своей собственной пустотой, где присутствие человека обозначается через отсутствие, а контраст между золотыми интерьерами и иссушенными полями, между управляющими и исполняющими рисует образ России, зависшей между прошлым и будущим.
Армин Линке