Специальный проект 6-й Московской биеннале

Своя земля / Чужая территория
16.09.2015 — 04.10.2015, Центральный Манеж

Выставка «Своя земля / Чужая территория» объединила художников из разных стран и регионов мира, исследующих в своей практике взаимосвязь пространства и политики. Основной темой представленных работ является феномен спорных территорий, а также пограничных зон, находящихся в ситуации постоянной нестабильности и открытого конфликта.

Идея этой выставки была продиктована обстоятельствами конкретного политического события — присоединения Крыма Россией. Этот прецедент не только радикально повлиял на все сферы социальной жизни у нас в стране, но и вызвал тектонические сдвиги в мировом геополитическом ландшафте, следствием чего стало открытое противостояние межу Западом и Россией. Существуя внутри этой ситуации и оказываясь ее заложником, невозможно не искать способы ее критического осмысления, осознания ее причин и следствий. Кажется важным попытаться ответить на тревожащий нас всех вопрос: как могло это произойти в начале XXI века, когда понятие государственного суверенитета является неоспоримым, а границы между государствами кажутся незыблемыми?

В представленных работах художники исследуют многочисленные случаи территориальных споров и конфликтов, со свойственной им локальной спецификой и национальным контекстом. В то же время, создавая возможность диалога разных локусов, экспозиция вплетает каждый нарратив в метаповествование, где локальные высказывания осмысляются с точки зрения мировой истории и обретают общечеловеческий масштаб. Территории, к которым обращаются авторы, — разнообразны, однако им свойственны общие черты: напряженная динамика пограничного пространства, политическая нестабильность, противоречивая национальная идентичность. На этой земле бывает очень сложно провести границу между своим и чужим, будь то граница физического пространства или «воображаемого сообщества» (imagined community). Несмотря на свое маргинальное положение и географическую удаленность от глобальных центров, на своих / чужих территориях проявляются проблемы, актуальные сегодня для всех современных государств, а именно: как конструируется идентичность нации и функционирует ее коллективное воображение, как связаны реальная топография места с идеальным представлением народа о себе, как геополитические концепты формируют рубежи нашего повседневного пространства и государственные границы.

Двадцатый век породил множество территориальных споров, одной из основных причин которых являлось постколониальное наследие стран, получивших долгожданную независимость, а вместе с тем и комплекс проблем, связанных с самоопределением наций. С этой темой связаны проекты Амара Канвара, Шилпы Гупты, Шезада Давуда, Тензинга Ригдола, Шахзии Сикандер. Важным событием является также образование государства Израиль, вследствие чего на Ближнем Востоке возник постоянный очаг геополитической напряженности. Об этом прямо или косвенно повествуют работы Лоуренса Абу Хамдан, Мехрин Муртазы, Софии Эрнст, Ниры Берег. Главным историческим моментом конца XX века стал распад Советского Союза. Образовавшиеся после этого государства пытались провести границы по рубежам этнических сообществ, и часто эта идея терпела крах. С этой темой работают авторы из стран ближнего зарубежья и российских регионов — Штефан Русу, Аслан Гайсумов, Ситара Ибрагимова, Таус Махачева, Ербосын Мельдибеков, Кристина Романова, Александр Банковский. Подобное переопределение границ происходило и в некоторых частях Восточной Европы. Самым драматичным примером может служить пространство бывшей Югославии, пережившей все ужасы войны. Проблематику этого региона осмысляют Майя Баевич, Альберт Хета, Аня Медвед, Даница Дакич. И, конечно, ряд проектов посвящен крымскому конфликту: об этом работы Сергея Браткова, Игоря Мухина, Элизабет Хоак-Доеринг, Дэна Питермана.

Сегодня авторы в своих практиках обращаются, с одной стороны, к научным дисциплинам — географии, социологии, антропологии, этнографии, а с другой стороны, важнейшим ресурсом становится личный, биографический опыт людей. Разнообразие их мировоззрений и жизненных путей позволяет нам выйти за пределы узкой проблематики геополитических противостояний, к критическому пониманию более глубоких оснований связи между вопросами самоопределения национального сообщества и его принадлежностью к конкретной территории.

Участники: Майя Баевич, Александр Барковский, Анка Бенера и Арнольд Эстефан, Сергей Братков, Софья Гаврилова, Аслан Гайсумов, Шилпа Гупта, Шезад Давуд, Даница Дакич, Ситара Ибрагимова, Юлия Казас (Юка-Юка), Амар Канвар, Дэвид-Перес Кармадавис, Лаборатория Городской Фауны, Таус Махачева, Аня Медвед, Ебросын Мельдибеков, Мехрин Муртаза, Игорь Мухин, Нира Перег, Дэн Питерман, Тензинг Ригдол, Кристина Романова, Штефан Русу, Шахзия Сикандер, Лоуренс Абу Хамдан, Альберт Хета, Элизабет Хоак-Доеринг, Тиффани Чанг, Мотоюки Шитамичи, Софи Эрнст.

Куратор выставки: Юлия Аксенова
Координаторы: Кристина Романова, Софья Симакова
Технический директор: Михаил Марткович

О кураторе
В 2002 году Юлия Аксенова окончила факультет истории искусства РГГУ, с 2004 по 2007 работала в отделе новейших течений Государственной Третьяковской галереи, в 2007 году поступила в международную школу кураторов De Appel, CCA, Амстердам. С 2010 по 2014 год являлась куратором Музея Гараж. За последние несколько лет Юлия выступила куратором и сокуратором таких выставок, как «Соц-арт: политическое искусство в России», ГТГ, 2007; Masters Hamfrey’s Clock, De Appel, Амстердам, 2008; «New/Old Cold War», Красный Октябрь, 2009; «Русские Утопии», Центр «Гараж», 2010; «Фантомные монументы», Центр «Гараж», 2011; «Нужное искусство», Парк Горького, 2011; «33 Фрагмента из истории русского перформанса», 2011, Performa, NYC; «Натали Юрберг и Ян Шванкмайер», Центр «Гараж», 2013, «Личный выбор», Центр Гараж, 2014; «Перформанс в России: картография истории», 2014; «Яей Кусама: Теория бесконечности», Музей Гараж, 2015.

Официальный сайт выставки

Отзывы в СМИ
«Комменрсантъ» — Споры по широтному кругу вопросов
«Российская газета» — Проекты, которые нельзя пропустить на 6-й Московской биеннале современного искусства
«Афиша» — Крым, Израиль и Вьетнам: художники исследуют болевые точки мира
«Вести» — Масштабный проект разделил «Манеж» на спорные территории
«Сноб» — Как люди делили землю
«Свобода» — Мирный человек как жертва геополитики
«Мир» — Художники исследуют взаимосвязь пространства и политики
«Коммерсантъ-Власть» — Искусство геополитики
Metropolis M — Disputed Territories, Uncertain Positions
E-flux — Our Land / Alien Territory at Central Manege
«Коммерсантъ» — Гид по биеннале. Самые заметные события
The Art Newspaper — Гид по биеннале. Основные события
«Москва 24» — В «Манеже» отрывается выставка, посвященная спорным территориям
«Москва 24» — 12 проектов биеннале, которые нельзя пропустить
RedSquare — If you want to see serious art
«Бизнес fm» — Как делили свои и чужие земли покажут в «Манеже»
Harper's Bazaar — 7 причин пойти на биеннале
«Лента» — Самые интересные выставки биеннале
Kuda Go — Размышление художников из разных стран мира о феномене спорных территорий и пограничных зон
The Village — Планы на выходные
Syg.ma — Существует ли постсоветский хронотоп?
«Культура Москвы» — Своя земля / Чужая территория
«Артгид» — Одна из самых злободневных тем сегодняшнего дня, преломленная в работах художников со всего мира
«Эхо Москвы» — Масштабный проект, рассматривающий проблему пространства и политики
The Vanderlust — 6-я Московская биеннале. Советы инсайдеров: куда сходить и что не упустить
«Искусство» — Выставки недели
Yandex — Гид по биеннале
Photosight — Новый выпуск программы Research
«Арт-узел» — Своя земля / Чужая территория
ЦАО — Отрывается выставка «Своя земля / Чужая территория»
ArtTube — Выставка «Своя земля / Чужая территория»
«Ваш Досуг» — Масштабный проект, исследующий взаимосвязь пограничных зон и политики
Мосанонс — В «Манеже» пройдет выставка «Своя земля / Чужая территория»
«Комсомольская правда» — Картинки дня
CultObzor — «Своя земля / Чужая территория»
Мострек — «Спорные территории мира» в Москве
Aroundart — Открытия недели
365 Mag — Куда пойти в выходные
The Moscow Times — Exhibits
Artterritory — Итоги года