Софья Гаврилова, Евгений Гранильщиков, Полина Канис, Алексей Корси

Время репетиций
16.05.2013 – 02.06.2013, Галерея "Триумф"

Идея выставки «Время репетиций» базируется на темах ошибки и повтора, которые каждый из заявленных художников решает по-своему.
После модернистских утопий прошлого века главной ценностью сегодняшнего дня стало само понятие времени, его ход, течение, невозвратимость. Утраченное, но все же ощутимое и, в конце концов, обретенное время у Пруста, сменило время ускользающее, время нашей эпохи, не поддающееся конвертированию во что-то надежное и осязаемое для человека. В эпоху неощутимого, бесперспективного времени ценным оказывается время украденное, которое добывается и возвращается через существенное усилие.
Повтор – это петля, территория временного избытка, где время попадает в ловушку, ведь идея времени – это идея невозвращения. Буквальный повтор – это травма на теле времени, поэтому повтор возвращает нам все ускользающее и невозвратимое. Если прибавить сюда потенциальную возможность ошибки, то время становится осязаемым, результативным. А с другой стороны, идея буквального, насильственного повтора – это уже ошибка, сбой в ситуации исторического процесса.

В серии фотографий Софьи Гавриловой мы словно соприкасаемся с самим процессом производства, с временными и топологическими интервалами. Результат ее работы – это сто, на первый взгляд идентичных, снимков одного и того же ландшафта: пляж, пролив Ла-Манш, дождливое тяжелое небо. Незначительные сдвиги камеры и последовательность съемки создают нарратив (между двумя соседними кадрами проходит примерно по пять минут реального времени). Ближе к середине серии в центре этого аскетичного пейзажа появляются люди. Это незначительное нарушение наводит на мысль о теме случайности в концептуальном искусстве. И становится понятно, что речь идет не только об отчаянном жесте художника.

Фильм автора этого текста называется «Бегство». Основанный на одном лишь звуке, он тематизирует не только проблему времени или его утрату, а наоборот, ставит человека во временной поток, как если бы этот поток был бы похож на текущую воду. Звуковой фильм, воспроизводящий логику голливудского кино 1946 года, указывает на то, что историческое время перестало нестись вперед, как это было в конце XIX века. В этой звуковой инсталляции ставятся вопросы о современности, возвращении к истории и общественной памяти, с ее изощренной амнезией.

Утверждение нового идеологического образа (чем бы он ни являлся) – основная тема в видеоработе Полины Канис. Она создает систему отношений, в которой каждый выполняет свою функцию, не слишком интересуясь делами остальных участников. Здесь важны детали, определенная дистанция между персонажами и их отношение к тому, что они делают. В итоге есть идеальный результат работы (в виде получившегося фотоизображения, на котором Полина, восседая на лошади, поднимает флаг) и есть видеодокументация, видеозапись рабочего процесса. Отношения фотографии с видеодокументацией ставят вопрос о реальном или о мире, в котором идеологические конструкты распадаются, как карточный домик.

Объект Алексея Корси – это стол, заставленный посудой. Пятна на скатерти и небольшой беспорядок указывают на то, что за этим столом сидели люди, вели разговор, ели и пили вино. Но на столе также присутствует некий объект – небольшая коробка, которая выбивается, находится вне логики этого застолья. Из коробки, которая остается закрытой, раздается негромкий звук, что-то вроде шуршания. Это работа о чем-то неоговоренном в отношениях между людьми, но еще важнее ее аутентичность, подлинное присутствие людей за этим столом.
Возможно, когда участники застолья вели свои неформальные разговоры, они замечали (периферийным зрением) небольшой объект и обращали внимание на беспокоящий звук. Но объект по каким-то высшим законам должен оставаться вне фокуса, а в отношениях между людьми что-то должно быть не высказано.

Евгений Гранильщиков